Культура - информационное агентство Виталий Комар: "Русские художники

великое, точно знатно, видится издале. вероятно, и русская идентичность осознается по-настоящему собственно со сторонки. Каким видится русское искусство за гранью, модифицировается ли оно и что демонстрируют "в отчих пенатах" авторы, десятилетиями вкалывающие на западные галерки? Виталий Комар и Александр Меламид эмигрировали из СССР в 1977 году и жительствуют с тех пор в Нью-Йорке. Сейчас они художники именитые, основатели искусства соц-арта, бывшего визитной карточкой России для веста на протяжении цельного фазиса. Неутомимые выдумщики и мистификаторы, они поместили первого абстракциониста в XVIII веке, "нашли" кощей Минотавра на Крите, научили слонов складывать трансцендентальные картины, а обезьяну щелкать. Этим и еще многим "в багаже" ввалились во все энциклопедии теперешнего искусства. За отсутствием Александра Меламида Виталий КОМАР согласился откликнуться в Москве за двоих. - Виталий Анатольевич, как я смыслю, в вашем мурле я беседую с "Комаром и Меламидом"? Можно переиначить вопрос: Комар и Меламид или К&М, точно нередко царапают сейчас даже в России, - это некая марка. Комар и Меламид - две розные личности или же брэнд? - Я кумекаю, то и прочее неразрывно.Культура - информационное агентство Виталий Комар: скажем, когда мы толкуем "Марсель Дюшан", - это синхронно некая характеристика индивидуальности и его визитная карточка, его символ. - Брэнды стали символом XXI века, сейчас это наконец ощущается и в России. точно вы смотрите к тому, что брэнды пробиваются в искусство? - На весте понятие "брэнд", натурально, гораздо дряхлее, чем в России. Проблема индивидуальности и проблема коллективной марки взимает почин в отличии между знатью и простым народом. Понятие "аристократическая фамилия" - тоже своего рода брэнд. функционировали, скажем, графы Строгановы, - это значило не по отдельности всякий Строганов, однако некая совокупность, ставшая маркой. Или императорская династия. Невзирая на то, что Петр I и Александр II или III были фундаментальными индивидуальностями, у них была марка - "Романовы". То же самое притрагивается проблем соавторства в искусстве. Все народ корпят сообща, все соображают, что наша планета наличествует потому, что мы помогаем товарищ товарищу, трудимся точно здоровенный коллектив, собственно почему войны раным-ранешенько или поздно заканчиваются и т. д. А художник - это царь, он вкалывает точно будто одинехонек. Над ним никого дудки. неспроста про художника толкуют, точно про творца, - творец. И понятие венценосца восходит к понятию творца. почему возникает вопрос: а может ли бытовать соавторство между царями? Меня в свое эпоха сразила снимок Ялтинской конференции. Там попали союзники Черчилль, Рузвельт, Сталин, и это было эпоха великого альянса против фашизма. Когда взираешь на эту карточку, смыслишь, что это полностью неодинаковые индивидуальности. С одной сторонки - Сталин, диктатор, с иной - Рузвельт, персонификация демократии, а с третьей - представитель королевы, Черчилль. государи. И они в соавторстве учреждают новоиспеченный рисунок меж, этакую абстракцию, великий рисунок средины ХХ века. этаким образом, мы соображаем, что понятие соавтора - царя, творца - полностью не противоречит понятию брэнда. - как-то вы основали соц-арт, неразрывно связанный с образами социалистического реализма. однако в финальные годы в вашем творчестве все дробнее является американская символика, скажем, изображение Вашингтона. почитать ли это другим течением, или же это распространение соц-арта на всю социальную век? - Апогей соц-арта пришелся, я кумекаю, на почин 90-х годов, когда мы предложили огромному числу художников сделать свои версии советских социалистических монументов. Вы помните, тогда точно один случилось "соавторство" народа с великими соцреалистами - тогда народ прямо-таки разрушал монументы. На наше предложение откликнулся основатель западного концептуального искусства Джозеф Кошут. Прислал собственный проект основатель минимализма Карл Андрэ, были выполнены проекты одного из славнейших реалистов Америки Марка Танги, знаменитого французского поп-артиста Армана. впервинку и, может быть, в остатний один соц-арт стал интернациональным. По моим подсчетам, более двухсот человек сделали свои интерпретации советских образов, образов советской поп-культуры, то уплетать рекламы идеологии, коя прозывается наглядной агитацией, монументальной пропагандой и т. д. Что притрагивается упомянутой серии работ "Американские сны" или "Американская мечта" - по-английски, точно вы разумеете, это звучит равно, - то тут искусство не отнюдь наше, а персонажное. В России тоже уплетать этакая традиция, скажем, Козьма Прутков. Причем все смыслили, что это персонаж вымышленный, тут не было попытки обмишулить зрителя или читателя в настоящем случае. этак вот, этот герой "Американских снов" или, пунктуальнее, кошмаров - реальная фигура. Это художник и искусствовед, какой эмигрировал в Америку, наш известный. - Он русского происхождения? - безусловно, однако я не алкаю величать его фамилии, потому что это будет нарушением профессиональной этики: моя жинка психолог, и он обращался к ней. этаким образом мы и познакомились. У него в снах стали смешиваться клише, штампы американской и русской культуры. В частности, ему грезились и Вашингтон, и Ленин: очевидно, потому, что Вашингтон был предводителем американской революции, а Ленин - русской. скажем, Ленин, прикрывающий свое рыло личиной Вашингтона, повторяющей изображение на долларе. В этом проекте повествование не отнюдь от нашего рыла. алкая, с иной сторонки, всякий эмигрант, кто хоть капельку обитал в Америке, - в некоторой степени тот злополучный человек, какой был вырван засесть за баранку таксомотор и позабыть о святом искусстве. этак что это индивидуальная трагедия, в коей перемешаны и многие наши авторские проблемы. однако то, что мы сделали, точно я уже проговорил, не наш "персонаж". занятно, что в России многие не верят художнику. одинехонек журналист высказал в прессе полностью поразительное недоверие нам по предлогу нахождения девала Тверитинова. Это своего рода "художественный атеизм"! Ведь когда мы изобретали, что нашли кощей Минотавра на Крите, мы никого не пробовали обмишулить и не прятали, что это игра, мистификация. однако в настоящем случае меня это полностью огорошило, потому что современное искусство, в частности, на весте, придерживается на доверии к словам художника. - К сожалению, у нас это что-то вроде нигилистической тенденции. один уж мы заговорили о выставке "Не сотвори себе кумира", спрос по ее предлогу. Этот проект предназначался для России, или он может быть показан на весте? - Я кумекаю, этот проект может быть показан повсеместно - и в России, и на весте. И я мню, он будет показан во многих местах. Ведь мы притрагиваемся жутко величественной художественной проблемы: что эдакое "Не сотвори себе кумира"? Это вторая заповедь Священного Писания. Если ей веровать последовательно, то это отрицание искусства устами Господа Бога: всякое изображение уплетать грех. На ее основании, скажем, в Византии во времена императора Льва возникли "иконоборцы". И вот видаете, в русском слоге даже слово "художник" созвучно слову "худо". дальше у Гоголя художник впервинку является точно коваль Вакула, какой водится с дьяволом. А иной художник, коего описывает Гоголь в повести "Портрет", Чертков (очень изъясняющаяся фамилия) и вовсе торгует свою давлю. У Гоголя ладно сформулировано касательство, какое прется из другой заповеди: что-то дьявольское уплетать в самой сути искусства. однако эта заповедь на самом деле ошибочно постигнута. В Библии очерчено разрушение золотого тельца, какому стали поклоняться израильтяне, что было греховным, и телец был сломан. однако это описание соседствует с текстом о Моисее, создавшем Медного змия, при взоре на коего наступало исцеление (кстати, на знаменитой картине в Русском музее, я кумекаю, он показан неверно - в реальности была ехида в облике кольца, Уроборос, кусающий собственный хвост, - символ бесконечности). Получается противоречие: пророк то разрушает золотого тельца, то учреждает Медного змия. На самом деле он выступает точно ваятель. тут мы притрагиваемся вещи, на кою многие не обращают внимания: тем самым освящена функция искусства точно своего рода лекарства, собственно в этом качестве оно вероятно и разрешено. Мы с Аликом (Меламидом. - С.П.) несмотря на наш нигилизм, все-таки где-то в глубине веровали, что искусство излечивает, ладит важнее - и нас самих в первую хвост. У нас даже были эдакие работы: "Цвет - великая сила", кои были для этого уготованы. - Где за рубежом нынче важнее итого соображают и принимают русское искусство? - В двух сторонах - Израиле и США. Это места, где выходцы из России добились вправду влиятельных позиций. - точно вам мерещится, вероятны ли русские ноу-хау в искусстве, каковым припожаловал соц-арт в свое эпоха? занятна ли Россия ввалюсь в собственной идентичности, или же она осуждена быть "принятой" при обстоятельстве "игры по монолитным правилам"? - Я кумекаю, что всякая сторона вносит собственный неповторимый штрих в немаленькую картину мирового искусства. натурально, нелегко предсказать предбудущее, однако мне мерещится, в России уплетать одно свойство, с одной сторонки - общечеловеческое, с иной - характеристично русское. Это двойственность явлений. Мир вообще двойствен: вы знаете уже по первым строкам дряхлого Завета об отделении света от тьмы, дня от ночи и т.д. однако в всяком люде обитает и универсальность. Мы точно человечество двойственны изначально, мы точно бы заключаемся из двух частей. А точно русские мы необычно двойственны, мы век между: остом и вестом, Европой и Азией. Даже благодаря тоталитарной традиции мы двойственны - одни на народах, а прочие в частной жизни, в семье, внутри. Этот контраст поведения в России одинехонек из самых глубоких по сравнению с Америкой по крайней мере. Я кумекаю, если в искусстве мы найдем какие-то визуальные эквиваленты этой двойственности, это будет уникальный лепта, какой привлечет и художников итого мира. И когда Москва, вероятно, будет Меккой, куда будут заезжать художники и критики отовсюду. однако сперва необходимо осознать эту идею - идею нашей идентичности.

Сайт управляется системой uCoz