Игры со звучащим словом

Алла АРУШАНОВА, Продолжение. взялось в , /2008 фокус им. А.В. Запорожца «Дошкольное детство» В книжке Аллы АРУШАНОВОЙ и Елены РЫЧАГОВОЙ «Игры со звучащим словом» представлена система усложняющихся заданий на развитие фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи. Также игры наставлены на подготовку ребятенков к обучению грамоте. Они подключают рассмотрение словесного состава предложений, звукового и слогового строения слова, ознакомление с терминами «предложение», «слово», «звук», «слог», «ударение». В играх используются многообразные игрушки и картинки. Это приближенный комплект. Он может быть заменен аналогичными объектами по усмотрению педагога. Рекомендуется организовывать игры в свободное от дел часы по вожделению ребятенков. ИГРЫ, ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ Февраль, 20 Цель: делать различать на слушок звуки з и ж , подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух; делать определять месторасположения ударного слога в двусложных словах. Побуждать ребятенков вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстником. Материал: игрушки: косой, козлик, ехида, жираф, медвежонок, журавль. Картинки: жук, комар. Содержание Воспитатель загадывает ребятенкам загадку. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в духе верчусь, Тут уж вволю нажужжусь. ( Жук Какая песенка у жука? (Ж) А эта загадка о ком? Летит, пищит, Ножки долгие тащит, Случай не прошляпит, усядется и тяпнет. ( Комар Какая песенка комара? (З) Поиграем со звуками. Если услышите песенку комара, звук з хлопните в ладоши, если звук ж песенку жука вознесите указательный палец кверху. З, з, з, ж, ж, з, ж, з, ж, ж; жаба, за / мок, замо / к, манжета, жаворонок, зонт, абажур, журнал, зоологическое. А сейчас представляем по-другому. Если заметите на картинке комара бренчите, чисто комары, если заметите жука жужжите, чисто жуки.Игры со звучащим словом (.) К нам в гости очнулись звери. В их наименованиях живут песенки жука, звук ж , и комара звук з . (Достает из плетушки игрушки, зовет их, выделяя заданные звуки. ребятня повторяют: зззаяц, жжжираф, ... и т.д.) затребованный детище отнимает игрушки, в названиях коих слышен звук ж ( з ). Послушайте слово: косой. Сколько частей-слогов в этом слове? (Две.) Какой слог ударный? (За.) Сейчас игрушки будут от вас крыться. Чтобы отыскать игрушку, буду подсказывать: тепло-холодно. захлопните бельма. (Прячет зайца . ) Откройте бельма. Кто спрятался? (Заяц.) зарождает ребятенка. Тепло, тепло, мерзло. Когда детище отыскивает зайца, он определяет число слогов в слове и ударный слог. Аналогично обыгрывают иные игрушки, названия коих двусложные слова. Февраль, 21 Цель: делать ребятенков разборчиво и внятно говорить звуки з , ж , различать их на слушок, выделять голосом. Побуждать ребятенков вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, задавать спросы и отвечать на них. Содержание Воспитатель разделяет ребятенков на две команды. Игра «Эрудиты». Отвечаем на каверзные спросы. Чья команда одолеет? Колючее зоологическое, обретается в лесу. ( Ежик .) зоологическое с долгой шеей. ( Жираф .) зоологическое с долгими ушами. ( косой .) зоологическое, похожее на пеструю ленту. ( ехида .) Насекомое, кое жужжит. ( Жук .) Птица на долгих ногах, в наименовании уплетать звук ж . ( Журавль .) зоологическое, похожее на быка, с долгой шерстью, в наименовании уплетать звук з . ( Зубр .) Ископаемое зоологическое гигантских размеров, в наименовании уплетать звук з . ( Динозавр .) А сейчас команды столкуются и зададут друг товарищу свои каверзные спросы. ( Два-три от каждой команды. Эрудиты, отдаленнее представляем в игру «Окончи предложение». жратву пережевывают ( зубы ). Дом оцеплен высоким ( забором ). Дюймовочку стибрила противная ( жаба ). кружит и жужжит майский ( жук ). От дождя спасает ( зонт ). На двери висит железный ( замок ). Летят клином и курлычут ( журавли ). Из-под снега вымахал и расцвел ( подснежник ). прозовите слова со звуком з ( ж ). Игра «Какой звук заблудился». состязаемся командами. На улице вышагивает доздик. чисто необходимо? ( Дождик .) От дождя спасает жонтик ( зонтик ). утречком и вечерком надраивай жубы ( зубы ). На небе сияют жвеждочки ( звездочки ). Цветы поставили в важу ( вазу ). Дверь затворили на жамок ( замок ). Победителям хлопки. Члены команды пожимают приятель товарищу лапки. Февраль, 22 Цель: уточнять и фиксировать правильное выговор звуков ж и з в словах и фразах. делать различать эти звуки на слушок. Образовывать наименования детенышей зоологических, фигуры множественного числа именительного падежа существительных. Материал: мяч. Содержание Воспитатель декламирует ребятенкам стихотворение. Людвиг Ежи Керн мчался искривленный дорожкой, Ни одной не топотал ножкой. Он бы топнул, несомненно не мог, Потому что был без ног. ( Перевод В.Левина чисто можно наименовать ужа по-другому? Это ( ехида ). У ужа ужонок, у ехидны ( змееныш ). Детеныш ежа ( ежонок ), зубра ( зубренок ), топтыгина ( медвежонок ), зайца ( зайчонок ), козы ( козленок ), лошади ( жеребенок ). Игра с мячом. кличу одно зоологическое, а вы невпроворот. Уж (ужи), еж (ежи), жеребенок (жеребята), жаба (жабы), зубр (зубры), заяц (зайцы), коза (козы), морж (моржи), дикобраз (дикобразы), жираф (жирафы), жук (жуки), козленок (козлята), журавль (журавли), ужонок (ужата), жаворонок (жаворонки), медвежонок (медвежата). Передаем мяч по кругу и именуем слова, в коих уплетать звуки ж или з . Звук выделяем голосом: жжжук ж , зззаяц з . Взялись за лапки, восстали в сферы. Идем по кругу и разборчиво произносим: мчался искривленный дорожкой, Ни одной не топотал ножкой. Идем по кругу в иную сторонку и произносим сильно, сильно разборчиво. Задрожали зайки. ( Повторить 23 раза с неодинаковой силою голоса .) Февраль, 23 Цель: делать ребятенков разборчиво и внятно говорить звуки ж , з изолированно, в словах и фразах. ощущать рифму. Произвольно строить предложения неодинаковой структуры. Материал: журнал, зонт, жираф, косой, журавль, козлик, ежик. Картинки: жук, комар. Содержание Воспитатель предлагает поиграть с песенками жука и комара. (Демонстрирует картинки.) припомните песенку жука. (Ж) Жук летит вдали. Его песенка чуть слышна. Вот жук надвигается. Его песенка слышна все громогласнее и громогласнее. сильно громогласно. (Вместе с ребятенками.) Вот песенка комара. (З) Комар вдали. Песенка чуть слышна. Все закадычнее, закадычнее, громогласнее, громогласнее. Очень громогласно. Комар засел на ладошку. помалкивает. Прогоним комара. Вот он улетает. потихоньку, потихоньку. решительно потихоньку. Жук и комар улетели. А их песенки перепутались. Помогите распутать. Я буду называть слово-путаницу, а вы классическое слово. Зук жук, жвежда звезда, жамок замок, жонт зонт, важа ваза, жначок значок, заба жаба, зуравль журавль, заворонок жаворонок, жвонок зазвонист. Послушайте шутки-перевертыши с этими словами. Заржавел железный козел. ( Замок .) На кустах расцвели жабы. ( Розы .) Жук в коробочке возлежит и от холода визжит. ( вибрирует .) На замок затворили зайку, он сидит и дожидается фуфайку. ( Хозяйку .) У зайки Бубы захворали трубы. ( Зубы .) У ежа ежата, у ужа чижата. ( Ужата .) Не проживают ужи, где проживают стрижи. ( Ежи .) Придумайте свои шутки-перевертыши про эти объекты. (Выставляет игрушки на стол.) Март, 24 Задачи: уточнять и закреплять классическое выговор звуков ц , ч изолированно и в словах. Побуждать детей вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Материал: мяч. Содержание Воспитатель: Поиграем звуками. Если услышите звук ц хлопните в ладоши, если услышите звук ч поднесите перст к губам. Ч, ч, ц, ц, ц, ч, ч, ц, ч, ц; пуговица, пуговичка, перстень, колечко, крыльцо, крылечко, яйцо, яичко, мурло, мордашка, косой, зайчик, улица, улочка, девица, девочка. (Губы педагога прикрыты листом бумаги.) припомните и прозовите слова со звуком ц ( ч ). А сейчас ведущим будет некто из вас. Игра «Эхо» Ведущий зовет звук ц или ч и бросает мяч. необходимо, чисто отголосок, повторить звук и перекинуть мяч ведущему. А сейчас ведущий будет отбрасывать мяч и называть слово. Если в слове уплетать звук ц необходимо ударить мячом о пустотел и передать мяч ведущему. Если звука ц дудки мяч прямо-таки перекидывается ведущему. (Вызывается детище по вожделению. В случае затруднений педагог подсказывает слова.) Март, 25 Задачи: домогаться четкого произнесения слов и фраз, подсоединяющих звуки ц , ч . делать делить трехсложные слова на слоги. Передавать содержание потешки своими словами. Строить предложения неодинаковой грамматической структуры. Материал: игрушечные петух, кошка, поросенок, конь, утка, домик. Содержание Воспитатель предлагает ребятенкам послушать русскую общенародную потешку. чисто петух в печи пироги печет, А кошка на окошке рубаху шьет, Поросенок в ступе горох толчет, Конь у крыльца в три копыта дует, Уточка в сапожках избу метет. Воспитатель: отведаем декламировать потешку совместно. Я буду начинать предложение и показывать игрушку, а вы заканчивать предложение. (Сначала игрушки ведет взрослый, при вторичном чтении кто-либо из ребятенков. Допускается отклонение от текста пересказ своими словами. Выслушать всех желающих.) Послушайте слова: пеЧь, пеЧет, толЧет, утоЧка. Какой звук слышится в этих словах? (Ч) А сейчас какой звук я выделила: оконЦе, крыльЦо, копытЦе, Цокает? (Ц) пускайте придумаем свои потешки. чисто у нашего поросенка хвост крючком, нос ( пятачком ). А у нашей киски лапки цап ( царапки ). Конь копытом: цок, цок, цок ( цокает ). А уточка с утятами пироги ( печет ). А наш петушок стихи ( декламирует ). Послушайте слово: пи-ро-ги. Сколько слогов в этом слове? (Три.) А в словах: у-точ-ка? Ко-пы-то? Март, 26 Задачи: побуждать ребятенков четко говорить звуки ц , ч изолированно и в словах. делать слышать эти звуки в слове. Развивать речевое внимание, речевой слушок ребятенков. Побуждать ребятенков к речевому и игровому взаимодействию со сверстниками. Материал: картинки на всякого ребятенка с изображениями, в наименованиях коих уплетать звуки ц , ч (цыпленок, циркуль, часы, чеснок, синица, чайник, чашка, черепаха, рушник, цветок, удочка, печенье, чай, косой, мотылек, бочка, кисточка, печка, снегурочка, девочка, паренек, перстень, яйцо, курица); плат. Содержание Воспитатель предлагает ребятенкам рассмотреть картинки. (Дети сидят полукругом. Воспитатель доставляет картинки по одной ребятенку с изнаночного края. Тот передает соседу. И т.д. Собирают картинки с левого края. Во время рассматривания картинок ребятня тихо переговариваются . Воспитатель: раскрою секрет. В названиях картинок спрятаны звуки ц и ч . Буду именовать картинки. А вы именовать картинку и особняком звук, какой я выделю голосом. (Выделяет голосом звуки ц , ч .) Игра с картинками «Угадай по голосу» изберем считалкой водящего. Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек, Прилетели все на чай! Сколько чаек? Отвечай! Водящий усядется на корточки в фокусе мира. Мы накроем его платом. А вы будете именоваться таково, чисто зовется дисциплина на вашей картинке. (Быстро раздает ребятенкам картинки.) Садитесь на корточки в сферы. Тот, до кого я тихонько дотронусь, скажет: «Я циркуль (или «я чеснок»). Кто я?» Водящий должен угадать, кто подал голос. Если толкующий наречен точно, водящий и игрок меняются местами. Водящего накрывают платом. Если толкующий наречен неточно, игра повторяется с тем же ведущим. Игра повторяется с различными водящими по желанию ребятенков до тех пор, покудова любой не побудет в позиции водящего. Март, 27 Задачи: уточнять и закреплять классическое выговор звуков ц , ч в словах и фразах. делать ребятенков составлять короткий текст смешанного субъекта. Материал: кукла. Содержание Воспитатель предлагает ребятенкам послушать стихотворение. И.Лопухина меньшая сестрица! Экая проказница! прямо-таки безобразница! галопирует, кувыркается, бессмертно осклабляется, допоздна кружит, не жаждет кемарить ложиться. Ох, и баловница меньшая сестрица! (Чтение стихотворения сопутствует действиями с куклой.) пускайте пробежим это стихотворение совместно. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. (Повторное чтение.) Расскажите, какой норов у девочки, про которую написано стихотворение. (Высказывания ребятенков.) Ребята, какой звук дробно повторяется в этом стихотворении? (Ц) А в словах «скачет», «хочет», «вечно» слышится иной звук. Какой? (Ч) чисто бы вы окрестили эту куклу? изберите имя, дабы в нем слышался звук ч . пророним, Анечка, Светочка. Кто жаждет подержать в десницах Анечку и рассказать о ней, чисто в стихотворении? Какая она? Что работает? (Вызвать ребятенков по вожделению. В случае необходимости оказывать поддержка, подсказывая начало предложения.) Апрель, 28 Задачи: уточнять и закреплять классическое выговор звуков с , сь , щ изолированно и в словах. делать говорить их подчеркнуто (с интонационным выделением). фиксировать классическое выговор формы глагола повелительного наклонения «ищи». Побуждать ребятенков вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, ориентироваться на партнера. Материал: игрушки и предметы: пес, собаченок, слон, щетка, сережки, ситечко; сумка, плат. Содержание В гости к ребятенкам приходит слониха Сима со своими товарищами псиной Асей и ее кутенком Спуней. (Разыгрывается подмостки приветствия.) У Симы сумка. Звери будут демонстрироват

Сайт управляется системой uCoz